YAKUTIA.INFO. Помните шумиху вокруг мусора несколько лет назад, когда в стране и Якутии было много вопросов по его уборке? Завалы, мусорные свалки, коммунальные разборки и многое другое. Всё это редакция «ЯИ» хорошо помнит, поскольку активно освещала эти события.
А ведь с начала так называемой мусорной реформы прошло без малого пять лет. Стартовав 1 января 2019 года, она проходит по сей день. Кто эти люди, ежедневно имеющие дело с нашими мусорными отходами? И, самое главное, что изменилось за эти годы и в какую сторону. В этом разбирался корреспондент «ЯИ».
«Вначале воспринимали штыки, но потом претензии отпали»
Раньше уборка мусора была разрозненной. За нее отвечали управляющие компании, которые пользовались услугами частных организаций. Сейчас же, согласно реформе, вывозом ТКО должен заниматься в одном лице региональный оператор. В Якутске и четырех районах (Горный, Намский, Хангаласский и Жатай) им стала компания «ЯкутскЭкоСети». Это самый крупный региональный оператор в нашем регионе. Доля обращения – 45 процентов от общего объёма ТКО в республике, компания охватывает 27 населенных пунктов.
В начале реформы многие считали, что она изначально неверная и оператор не справится со своими обязанностями. И действительно, у предприятия не было материального оснащения, техники и штата. Наибольшие завалы были с весны по осень 2019 года.
Сегодня «ЯкутскЭкоСети» возглавляет Владислав Созонов. Предложение возглавить компанию он получил в самый разгар провала реформы. Для него, в то время главы управы Автодорожного округа, это было серьезным вызовом.
— Когда наша команда пришла на предприятие, там были только бухгалтер, кадровик, экономист, несколько человек абонентского и юридического отделов. При этом в штате отсутствовали ключевые должности: специалисты ремонтно-механической мастерской – автослесаря, механики, мотористы, сварщики, автоэлектрики и т. д. Была очень острая нехватка водителей и рабочих. Считаю, что за такой короткий срок мы фактически заново создали предприятие, — говорит Владислав Владимирович.
Однако всё новое воспринимается в штыки. К примеру, реформой по причине неосведомлённости были недовольны юрлица. В первую очередь это касалось вопросов оплаты. Дело в том, что до реформы УК и другие возчики определяли плату самостоятельно. Причем зачастую без строгих критериев, основываясь субъективно. По этой причине у них не было ясности по размеру платы – другими словами, возчики определяли ее на глаз.
— Между тем с момента реформы действует тариф, утверждённый Госкомитетом по ценовой политике Якутии – 708 рублей за 1 м3 или 532 рубля за один мусорный бак. И зачастую при расчетах по многим юридическим лицам и предпринимателям размер платы стал значительно ниже, что не могло не порадовать их. Мы всегда находимся в поле деятельности контрольно-надзорных органов – УФАС, Госкомцен, Минфин, органов прокуратуры, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и профильных министерств в лице МинЖКХ и МинЭкологии — все структуры контролируют деятельность регоператора, — говорит Созонов.
Стало меньше несанкционированных свалок
Читатель скажет – но где критерий того, что стало мусора стало меньше? Причем не только в цифрах, а по факту – чтобы было видно и понятно. Созонов считает, что этот критерий – это прозрачность и открытость деятельности, также полный перечень услуг по коммунальному ресурсу (перерасчет, субсидия и т. д.), персональная ответственность, сокращение несанкционированных свалок, завалов мест накопления мусора (контейнерных баков).
— Мы следим за этой динамикой. Существует постановление правительства РФ №1156, согласно которому в случае выявления несанкционированной свалки на место выезжает эколог, составляется акт осмотра. Определяется собственник земельного участка, направляется уведомление в тот же орган местного самоуправления – в 30-дневный срок ликвидировать самостоятельно. В обратном случае региональный оператор после вывоза выставляет счет по рыночной цене. Таким образом муниципалитеты начинают предпринимать меры, поскольку понимают, что иначе им придется платить, — поясняет Владислав Владимирович.
Введена система объективного контроля. Все машины оснащены системой gps глонас. Также внедрена и совершенствуется информационно-аналитическая система. Это позволяет отслеживать движение техники в реальном времени и в дальнейшем автоматизировать процессы.
— Каждый экипаж производит фото-фиксацию проделанной работы «до» и «после», информация выгружается на электронную платформу. Ввели систему электронного документооборота с потребителем. Активно ведем обратную связь с потребителями через все коммуникации, включая соцсети и сайт, через который пользователь может оплатить услуги, направить жалобу обращение, получить ответы на интересующиеся вопросы и так далее, — поясняет Владислав Созонов.
Важный момент. Юридически региональный оператор отвечает только за погрузку мусорного бака в мусоровоз. Но, несмотря на это, каждый экипаж осуществляет не только погрузку, но и подбор мусора.
— Мы стараемся, чтобы каждый экипаж был мотивирован на чистоту, поскольку несем репутационные риски. Наше предприятие успешно прошло тернистый и сложный путь, но от края пропасти мы отошли недалеко. То есть стараемся делать больше, чем того требует регламент, — говорит Созонов.
«Непрестижность профессии не соразмерна с условиями»
Руководитель предприятия вспоминает, что, приступая с новой командой к работе, они были удивлены тем, что прежним руководством не был утвержден штат обязательных категорий работников. Это автослесари, механики, мотористы, токари, сварщики, автоэлектрики, снабжение, склад и т. д. Отсутствовал логистический отдел и т. д.
— Да и вообще работников и водителей можно было посчитать по пальцам одной руки. Приходилось вместе с коллективом и нередко за рулем мусоровоза выезжать на маршрут. Работа у ребят сложная, морально и физически утомляющая, — говорит Созонов.
Сейчас в компании работает 198 человек. Это водители, рабочие (грузчики), производственный и ремонтный цеха, абонентский, логистический, юридический, договорной, планово-экономический отделы.
— Наша отрасль одна из самых недооцененных. Мусор надо возить постоянно. Праздничных дней и температурных ограничений нет. Коллеги из коммунальных служб и того же строительства, эксплуатирующие технику с гидравлической системой, при температуре ниже 40 градусов наружного воздуха вводят «Актированные дни» — не выезжают с целью её сбережения. Мы себе такого позволить не можем. Представляете, что тогда произойдет. Ведь сами знаете, что такие температуры у нас длительные. Кроме того, экипажам приходится работать в плотной городской застройке, которая зачастую не учитывает работу мусоровозной техники, отсутствуют инфраструктура, ненадлежащее состояние дорог, особенно в частном секторе. При этом мусоровоз – непростая машина, 60 % (ключевая часть) – это гидравлика: рукава высокого давления, гидромоторы, гидрораспределители, цилиндры, множественные датчики положения и другие связующие элементы. Общее количество – до 32 наименований, — говорит руководитель предприятия.
Одну из ключевых ролей в компании играет водитель мусоровоза. Никита Пивоваров – водитель спецтехники. Закончил Якутский автодорожный техникум по специальности «автослесарь 4-го разряда». Работает в организации водителем спецтехники больше года.
— Работа сложная – грязь, мусор, запах. Зимние температуры тоже влияют — и самому холодно, и техника ломается. Если у кого-то техника вышла из строя, приходится выполнять дополнительные рейсы. Нужно быть предельно внимательным и аккуратным. Работа идет во дворе, а там всегда опасность – криво припаркованные машины, прохожие люди. Всегда следует смотреть по сторонам, во все зеркала. Не каждому понравится такая работа, не каждый сможет здесь трудиться, — говорит Никита.
— А какие плюсы?
— Дружелюбный коллектив, хороший ремонтный цех. Слесари, мастера-механики заинтересованы в том, чтобы твоя техника вышла на линию в исправном состоянии. Зарплата и условия труда – на высшем уровне. Нареканий никаких нет. Есть возможность роста в рамках организации. Также есть разные стимулирующие мероприятия.
Игорь Петров — слесарь-техник, закончил Якутский индустриальный педагогический колледж в 2018 году. Работает на предприятии около пяти лет. занимается ремонтом мусоровозов.
— Работа сложная, особенно непросто приходится зимой, когда техника выходит из строя. Условия труда хорошие, отличный коллектив. Насчет зарплаты – не обижают, даже премируют. Если честно, я бы здесь остался работать, никуда уходить не хочу. Есть возможность карьерного роста – тут уже от самого зависит, как себя проявишь. В перспективе могу повысить свою категорию.
Рамазан Шишканов – начальник транспортного отдела, работает в «ЯЭС» с 2019 года. по его словам, в начале создания на предприятии не было ни оборудования, ни техники. Всё было настолько плохо, что, бывало, до часу ночи оставались на работе. Ремонтировали технику, чтобы она на следующий день выехала на линию.
— Спустя пять лет предприятие полноценно работает. За эти пять лет многое изменилось. Если раньше было мало техники и больше завалов, сейчас автопарк постоянно увеличивается. Чем больше будет техники, тем больше будет привлекаться людей и больше рабочих мест. Следовательно, санитарное состояние города будет намного лучше, — говорит Рамазан.
Игорь Березовский — слесарь-моторист по диагностике и ремонту двигателей. Мотористов и токарей с опытом и без того мало, а таких, как Березовский, единицы. Как говорят в «Экосетях», «он у нас как хирург».
— Занимаюсь ремонтом двигателей разных модификаций. поскольку у нас основная масса двигателей – грузовые, специализируюсь на них. Работаю в «Экосетях» уже четвертый год. Меня всё устраивает – хороший коллектив, хорошее начальство. Когда обращаешься с какой-то просьбой, по возможности помогают.
— Если вас переманят?
— Никуда уходить не собираюсь. Если бы что-то не устраивало, я бы не задерживался здесь. С зарплатой всё хорошо. И самое главное, здесь всё хорошо по запчастям. Не сидишь и ждешь по два-три месяца, когда их привезут. Самая большая благодарность для меня – это когда водитель доволен и говорит, что двигатель хорошо работает.
Вышли в плюс за счет сознательности населения
Однако и проблем хватает. Да, сейчас готов к вводу новый мусорный полигон 27 километре Вилюйского тракта. Созонов надеется, что будет завершено строительство мусороперегрузочной станции. Запуск данных ключевых объектов позволит реализовать полный цикл обращения с твердыми коммунальными отходами.
Но есть серьезная проблема нелегальная деятельность «серых возчиков».
— По требованию закона каждый отходообразователь должен иметь договор отношений с регоператором. Причем у юрлиц обязательно он должен быть подписан вместе с регоператором. Но законопослушны не все. Кто-то уклоняется, кто-то, заключив с нами договор, не исполняет его условия. Или не направляют заявки, чтобы просто сэкономить. Вместо этого пользуются услугами так называемых серых возчиков, которые скидывают отходы на общественные санитарные точки частного сектора, оказывают услуги некачественно, несвоевременно и по сути незаконно, поскольку не обладают правом на складирование мусора на полигон. Помимо этого, даже если въезжают на полигон, то не проходят обязательную процедуру учета – взвешивания отходов, что в последующем аккумулятивно влияет на стоимость (тариф) и уплату экологического налога за негативное воздействие на окружающую среду. Средства, которых из бюджета должны направляться на совершенствование объектов по обращению с отходами – поясняет директор «Якутскэкосети».
Другая проблема – старые и порванные мусорные баки, нуждающиеся в замене. За это отвечает не региональный оператор, а сами собственники. Это юридические лица, управляющие компании и жители МКД.
В общем, оно понятно и объяснимо. Реформа молодая и сегодня в стране фактически создается новая отрасль экономики.
Но всё же видно, что есть движение вперед. К примеру, сегодня «ЯкутскЭкоСети» совместно с «Якутской экологической компанией» занимаются переработкой сырья. Приобрели оборудование и на основе вторичных материалов изготавливают пешеходную плитку, бордюрный камень, скамейки.
Компания вышла на самоокупаемость – выручку удалось поднять в два раза. Она растет в том числе за счет просветительской работы. Это различные экологические и просветительские акции – в одних только школах их было больше 800. То есть население потихоньку привыкает к новому порядку обращения твердыми коммунальными отходами.
Так, буквально через две недели в Якутске пройдет «Экохакатон-2024», в рамках которого участники будут создавать экологические проекты. Организатором выступают региональный оператор «Якутскэкосети» при поддержке благотворительного фонда развития региона «Синет Спарк» совместно с МОБУ Гимназия «Центр глобального образования».
Во многом это объясняет то, почему сегодня дети в школах зачастую более сознательны в плане мусора, чем взрослые. И это не может не обнадеживать.
Текст: Yakutia.info
Фото: Якутия.Инфо, «Якутскэкосети»